Спектакль «Неудачный день» (любительский театр «Неформат», г. Комсомольск-на-Амуре)

Если считать по километражу, то театр «Неформат» дальше всех находится от «Территории жеста» — на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, в городе Комсомольске-на Амуре. Наверное, только штат Калифорния, откуда на фестиваль прибыли американские танцоры, ещё дальше…
Если в европейской части России инклюзивная сцена с участием и глухих, и слышащих стала обычным делом, то там, «в сопках Маньчжурии», такие вещи ещё в диковинку. Говоря современным языком — ещё неформатны. Поэтому и театр, появившийся в августе 2017 года, был поименован именно так — «Неформат».


Команда «Неформата» так волновалась по поводу своего выступления в Москве, что провела две репетиции вместо запланированной одной. Первая — внеплановая — репетиция прошла на сцене театра Мимики и Жеста поздно вечером. Дальневосточные артисты никогда не играли на такой большой «чисто театральной» сцене, и актёрам нужно было «найти» себя: понять, где стоять, где ходить, куда двигаться.
Несколько лет назад, в Комсомольске-на-Амуре был реализован одноразовый проект спектакля, где играли глухие и слышащие фанаты сцены. По завершении проекта слышащий режиссёр спектакля Анастасия Руина увидела, как понравилось ребятам играть вместе, и загорелась идеей создать настоящий самодеятельный театр, в котором на равных участвуют глухие и слышащие. Так возник «Неформат».
Анастасия Руина: «У глухих людей развлечений немного: телефон, интернет. Они ходят на собрания, на свои концерты, мероприятия, но в театр их никто не водил. Да, у нас есть девчонки, которые водят своих здоровых детей в театр, и те им потом переводят, о чём сказки. Но чтобы посмотреть спектакль на своём языке – этого в их жизни не было. Нам с нуля приходилось объяснять, что такое театр, что такое сцена, как вести себя на ней, как не махать со сцены другим своим друзьям. Работали вначале с ними, как с детьми. Но научились и теперь прекрасно понимают нюансы работы артистом».

Анастасия Руина волновалась не меньше самих артистов. Видно было, что человек искренне болеет за своё дело. Первый спектакль новоявленного театра был поставлен по пьесе Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды». Причём в форме ток-шоу, да ещё с субтитрами: ведь все актёры, независимо от степени слуха, вели диалоги на жестовом языке, поэтому для слышащих зрителей работало табло. Но потом «Неформат» отказался от текстового сопровождения, заменив табло дикторами, и это повысило популярность театра среди слышащих зрителей.

Успех первого спектакля от «Неформата» был таков, что в 2018 году ему дали президентский грант, благодаря чему возникла новая постановка «Неудачный день» — компиляция двух пьес Михаила Зощенко: «Свадьба» и «Неудачный день».

Вторая репетиция состоялась непосредственно перед самим выступлением, и общий мандраж только усилился. Особенно нервничала Анастасия Руина, как и положено режиссёру. Все сцены прогнали полностью, так что дальневосточным артистам фактически пришлось сыграть спектакль два раза подряд.


Казалось бы, чего так волноваться? С «Неудачным днём» актёры уже успешно гастролировали по городам Хабаровского края, и все реплики, как говорится, отскакивали от зубов. Но всё-таки — Москва, всё-таки — «Территория жеста», всё-таки — самая вершина. Поволноваться стоит.

Весьма находчиво в этом спектакле соединили дикторов, озвучивающих текст Зощенко, и актёров — как глухих, так и слышащих — играющих роли на жестовом языке. Вот в первой части, про свадьбу, прелюдия такая: влюбленная парочка (Илья Баталов и Мария Слободенюк) встречается в библиотеке, но вместо того, чтобы еще раз признаться в любви, вдруг решают… почитать книгу Зощенко. Такие чрезвычайно культурные молодые люди в жизни разве встречаются? Но в театре всё может быть!

И вот будущие молодожёны открывают книгу, начинают вслух читать пьесу Зощенко «Свадьба», предвкушая, что их ждёт в будущем.

По ходу чтения на сцене проходило действие соответственно пьесе. Баталов озвучивал мужские роли, а Слободенюк, соответственно, женские.

Ещё одна фишка «Неформата» — дикторы сразу представляют персонажей, и зрителю уже не надо по ходу спектакля догадываться, кто есть кто, и кто кому кем приходится.

Сюжет «Свадьбы» известен всем россиянам, но публика очередной раз посмеялась над тем, как папаша-алкоголик (Максим Ефимов) тут же пригласил жениха с другом (Александр Конев и Денис Анучин) «выпить по маленькой». Кстати, есть нюанс: если дикторы читают пьесу в оригинале, то ролевые реплики адаптированы под жестовый язык. Разумеется, на жестовом языке папаня употребляет не слово «выпить», а другое, сейчас непечатное. Во времена Зощенко это слово было нормальным. Теряется комизм? Но зато артисты оживляют свою игру дополнительными ЖЯ-репликами, при которых дикторы стыдливо молчат, а неслышащая публика смеётся.

Жених спутал невесту (Анастасия Верцхайзер) с будущей тёщей: «Мамочка, кто-то из нас свихнулся!». Между прочим, все глухие актёры – люди самых земных профессий: Анастасия Верцхайзер, например, работает на авиационном заводе, Максим Ефимов — дворником, а играющая мамашу Наталья Моисеева работает по жизни переводчиком жестового языка.

Какая свадьба без драки? И дикторы хорошо постарались, издавая вопли и прочий необходимый шум.

Перерыв между первой и второй частью спектакля — 5 минут. Пока занавес закрыт, актёры носятся — как угорелые, спешно переодеваясь, переобуваясь и меняя декорации.

И вот началась вторая часть спектакля, которая и называется собственно «Неудачный день». Оригинально обыграли ввод дикторов: судья занял место на трибуне, секретарша уселась за пишущую машинку (точнее, ноутбук). Заседание суда было объявлено открытым!

Под видом оглашения списка подсудимых и свидетелей публику познакомили с новыми персонажами. «Итак, — заявил судья, — слушается дело «Неудачный день»!»

Ночь, склад продуктового кооператива. Ночной сторож (Денис Анучин) подворовывает продукты, уверенный, что такую мелкую кражу не заметят. Забавно, что консервы и пакеты с продуктами – настоящие, привезённые из Комсомольска-на Амуре. Разумеется, давно просроченные, употребляемые только в качестве реквизита. Кстати, декорации и реквизит смастерили сами рукастые актёры — Анастасия Верцхайзер и Александр Конев.

Особым вниманием и сторожа, и зрителей пользуются толстенные батоны колбасы. Ещё бы – куча колготок ушла на изготовление этого продукта. И красить, жаловались артисты, было нелегко: краска впитывалась и просачивалась сквозь нейлон. Зато колбаса вышла знатная! Всем колбасам — колбаса! Но никому про этот секрет не говорите!

Пользуясь случаем, заведующий кооператива (Максим Ефимов) и бухгалтер (Анастасия Верцхайзер) растаскивают по укромным уголкам остальные продукты, чтобы потом всё списать на ограбление.

Зощенко писал обе пьесы в двадцатые годы прошлого века, а «Неформат» осовременил их, перенеся действие в настоящее время. Разумеется, за 90 лет в России мало что изменилось, и комедия смотрится весьма актуально… По ходу дела афера раскрывается, и работник (Александр Конев) возвращает мешки с сахаром.

Дворник: Спички откуда? Вор спички не брал! Спички откуда появились?
Заведующий: Уберите дворника! Много руками хватает. Протокол мешает писать!

Кассирша (Валентина Гаврилова): Ножниц точно нету! Украли их!
Дворник: Нет ножниц? Да я тебе, курица, все волосы щас выдерну!
Полицейский (Никита Архипов): Но-но, прекратить немедленно!

У мошенников был неудачный день, зато у театра «Неформат» вышло удачное выступление на московской сцене. Даже благодарность артистам была выражена неформатно: вместо цветов – торты!


Полное видео спектакля «Неудачный день»